Как работает эра глонасс на лада веста

Обзор ЭРА Глонасс на Лада Веста

Как работает ЭРА ГЛОНАСС на Лада Веста

Лада Веста – первый автомобиль АвтоВАЗа, на котором имеется система аварийного оповещения и вызова через спутниковые системы навигации: экстренное оповещение при авариях (ЭРА).

Она входит во все модификации и комплектации. Официальное наименование ЭРА-Глонасс – система вызова экстренных оперативных служб, сокращенно СВЭОС.

Через спутники, обеспечивающие работу ЭРА-Глонасс на Ладе Веста, определяется ее местонахождение в любой точке России.

Описание и назначение комплекса

СВЭОС срабатывает в момент дорожно-транспортного происшествия.

Датчики фиксируют, с какой скоростью двигался автомобиль, силу столкновения, количество людей в салоне и сколько из них было не пристегнуто.

Сигнал передается по мобильному интернету или мобильной связи в виде СМС. Оператор дополнительно информируется о VIN, номере, виде топлива в бензобаке, номерном знаке и цвете автомобиля.

На устройство поступает звонок от дежурного по СВЭОС для уточнения обстоятельств аварийной ситуации. Если водитель не в состоянии ответить, то оператор передает сведения о местонахождении машины в службу «112». По указанным координатам выезжают спасатели, скорая помощь, работники ГИБДД.

Так срабатывает система при работающем двигателе, включенном зажигании. Если машина стоит незаведенная, с выключенным зажиганием, то обратиться в центр ЭРА-Глонасс можно в ручном режиме для получения помощи при несчастном случае, поломке, попытке угона, нападения.

Внимание! Для этого требуется нажать и не отпускать 2 сек. кнопку SOS. Услышав ответ диспетчера, сообщить о проблеме и дождаться помощи.

Как работает система быстрого реагирования

ЭРА-Глонасс представляет собой информационно-навигационный комплекс, который включает в себя:

  • спутники;
  • сеть для передачи информации;
  • устройство в автомобиле.

Под осветительным колпаком в автомобиле вмонтирован мобильный телефон, микрофон, громкоговоритель и датчики.

Как конкретно работает ЭРА-Глонасс на Ладе Веста? Автомобильное устройство распознает и передает направление удара (фронтальное, боковое, сзади), его силу.

Затем через спутники Glonass или GPS определяет координаты и выходит на связь с контактным центром по линии экстренного вызова.

В объем переданной информации входят сведения об автомобиле (номера, цвет, вид топлива) и о состоянии участников движения (было ли срабатывание подушки безопасности).

Водитель имеет возможность сделать вызов в ручном режиме. Алгоритм передачи данных остается прежним, как в автоматическом режиме.

Оператор СВЭОС дозванивается до пострадавших и уточняет сведения об аварии. Если нет ответа на звонок, то он отправляет вызов на службы 112, 02, 03.

Блок управления системы Эра-Глонасс на автомобиле Лада Веста

В автомашине оповещательное устройство вмонтировано в осветительный блок салона над головой водителя.

Осветительная часть и СВЭОС разведены по противоположным сторонам, что не дает возможности перепутать клавиши.

В верхней части справа и слева находятся микрофон и громкоговоритель. В центре, между ними – кнопка вызова SOS при экстремальной ситуации в ручном режиме.

Под клавишей экстренного вызова находится спаренная осветительная кнопка: справа – для включения света в в салоне при закрытых дверцах, слева – при открытых.

Ниже, в центре расположены 3 индикатора, загорающиеся:

  • красным цветом при не пристегнутом ремне (слева);
  • желтым цветом при не включенной подушке безопасности (справа);
  • красным цветом кратковременно при включении зажигания, свидетельствующем об исправном состоянии Эра-Глонасс, или постоянно (при неисправности).

Две боковые рядом и три клавиши ниже регулируют освещение места водителя, переднего пассажира.

Блок СВЭОС работает от автомобильного аккумулятора и имеет собственную батарею, которая используется при выходе из строя автомобильного устройства. Во время перемещения автомобиля определяется состояние батареи и осуществляется ее подзарядка. Замена аккумулятора по прошествии 3 лет должна производиться на СТО, имеющих аттестацию от АвтоВАЗа.

Руководство по использованию системы ЭРА-Глонасс

Система вызова оперативных служб при чрезвычайных ситуациях, установленная на Лада Веста, работает в двух режимах: автоматическом и ручном.

Внимание! Автоматическая настройка и передача данных при аварийной ситуации происходит при включенном зажигании или работающем двигателе.

В первые секунды устройство осуществляет последовательно следующие операции: проводит самотестирование, улавливает спутниковые сигналы, определяет режим реального времени, фиксирует скорость движения и направление. На основании полученных данных определяет координаты нахождения автомобиля.

Оператору передается минимально-достаточный объем информации, необходимый для принятия решения. Он получает сведения: о местонахождении автомобиля, характере его повреждения, возможные травмы участников движения, VIN, номер, параметры движения до и после столкновения. Во время передачи информации в контактный центр мигает подсветка кнопки экстренного вызова.

При дозвоне оператора:

  • звук магнитолы автоматически уменьшается;
  • клавиша SOS горит прерывистым красным цветом в режиме ожидания;
  • во время разговора лампочка горит постоянно.

Работу системы можно определить по взаимодействию кнопки SOS и антенного указателя. При включении зажигания загорается белая подсветка на кнопке запроса и прерывистым красным в течение 5 секунд зажигается индикатор. В режиме ожидания звонка от диспетчера SOS моргает красным, индикатор не горит. Во время разговора с оператором светится клавиша SOS, индикатор не включается.

Ручной экстренный вызов оператора на Ладе Весте

Ручной запрос можно выполнить при работающем двигателе, включенном зажигании и выключенном. При автономном периоде используется собственный аккумулятор. Система работоспособна в течение 3 суток при отсутствии зажигания.

Водитель должен нажать клавишу экстренного вызова и не отпускать не менее 2 сек. Подсветка загорается белым цветом, а затем начинает мигать красным. Происходит запуск системы экстренного оповещения: осуществляется связь со спутниковыми навигаторами, определяется характер движения машины, положение в салоне водителя и пассажиров (состояние ремней и подушек безопасности).

Затем определяются координаты нахождения транспортного средства. Оператору передаются по интернету или мобильной связи полученные данные, а также сведения о VIN, номере, цвете автомобиля, наличии и виде топлива.

Источник: https://zelv.ru/auto/80240-jera-glonass-na-lada-vesta.html

Все способы отключения эры глонасс на Весте и зачем это надо

Отключить Эру Глонасс, такие вопросы у Вас в голове? Надо это делать или нет — давайте разбираться с этим! Что вообще такое — Эра Глонасс, как работает система? Сейчас это кнопка посощи сос, но изначально Глонасс была системой контроля.

Прибор предназначался не столько для помощи, сколько для контроля, со стороны, таксомоторных парков, транспортных компаний. С помощью такой системы, они, без дополнительных приспособлений отслеживают маршрут движения прикрепленного транспорта.

Информация анализируется на соответствие, израсходованного топлива и соответствующего километража.

«Наши» водители, не прочь заработать «леваком», сливая бензин или катаясь по «левым» заказам. Путь отслеживается с помощью спутников, так же специальные датчики, отправляют данные — повреждения оборудования, карты поездки.

Ввиду этого, много водителей желает знать, как блокировать Глонасс в автомобиле, чтобы карта «путешествий» не дошла к руководству. Прочитав статью вы узнаете, зачем Глонасс стоит на Весте. Мы откроем фишки — как плохие дяди хотят надурить «дядю» у которого сливают бензин.

Приведем небольшие примеры, как это сделать на Лада Веста.

Отключение Эры Глонасс на Весте — заветная кнопка SOS

Возможно, ли избавиться от слежения Глонасс, попробуем далее дать точный и аргументированный ответ. Но, поймите, что эти работы будете проводить, только на собственный страх и риск.

Lada Vesta — это один из первых российских автомобилей, который получил такую систему уже в «базе», все комплектации оснащаются ею с завода. Спорить можно долго о пользе или вреде опции.

миссия этой опции в следующем:

при аварии устройство отправляет данные о гео локации в диспетчерскую, откуда уже информация передается экстренным службам.

При нажатии на кнопку идет дозвон до оператора- в устройстве предусмотрена симка. Это ручной режим. В автоматическом режиме сос сработает:

  • От срабатывания подушек безопасности;
  • Срабатывания датчика акселерометра;
  • Автоматический режим распознает несколько видов аварий:
  • Боковой удар- если в автомобиль вьехали сбоку;
  • Задний наезд -вьехал сзади идущий автомобиль;
  • Переворот машины- если машина перевернулась.

После аварии или после нажатия на кнопку сос- система соединит с оператором и отправит дополнительную информацию об автомобиле и аварии:

  • вин код автомобиля,
  • скорость с которой двигался;
  • ударные повреждения: какое место повреждено у машины, цвет авто;
  • каким бензином заправлен.

Если после аварии никто не в состоянии нажать на кнопку, то все отправится само. Потом дистпечер позвонит в машину и если никто не ответит — вышлет помощь.

Помимо самой кнопки sos устройство имеет следующие компоненты:

  • Микрофон для связи;
  • Динамик- чтобы слышать оператора;
  • Сим-карта и модем- для связи с интернетом и оператором;
  • Акселерометр и гироскоп;
  • Антенна GNSS/GSM- усилитель связи;
  • Модуль для навигации ГЛОНАСС.

Видно что весь проект кнопки sos имеет благие намерения и может спасти жизнь.

Подозрительные водители Лады Весты переживают, что за ними ведется слежка. Сос на Ладе Весте отключить можно просто, вынув разъем блока питания. Однако знайте, что в системе установлены резервные аккумуляторы, поэтому чтобы выключить Глонасс полностью, понадобится подождать, как минимум 48 часов.

Какие проблемы решает спутниковая навигация- надо знать

Как работает глонасс, понять легко, внимательно читая следующие абзацы.

Устройство с помощью навигации, и нескольких установленных датчиков, контроллеров, позволяет проводить оптимизацию работы для транспортной корпорации, или такси. Эти специальные датчики, их именуют, как счетчики.

Так вот, эти счетчики устанавливаются на топливную систему, взаимодействуют с «мозгами», в итоге у владельца компании перед глазами выводится информация о ТС.

Появляется возможность контролировать расход, но дистанционно, мониторинг позволяет узнать, «левачит» ли водитель или нет. Для руководства важен контроль топлива, ведь часто водители не прочь слить некоторое количество бензина.

Навигация дает понимание руководству о том, где находится ТС, время движения, как работает водитель и так далее. Исходя только из данных по расходу, графику вождения, информации о перемещении, можно сократить, субъективный фактор. Повышается ответственность, меньше «левачат», не нарушают правила, не накручивают спидометр.

Кроме того, контролируется состояние автомобиля, ресурс и эксплуатация. Но, все это, выполнимо, с учетом того, что само устройство работающее и функционирует правильно.

3 метода как обмануть датчик Глонасс — если вы работаете на «дядю» и сливаете топливо

Отключить навигационное оборудование Глонасс в машине, конечно, не проблема, но у нас же вопрос немного в другой плоскости, мы не хотим её отключать, надо только сделать так, чтобы система передавала те показания, которые выгодны для нас. Способ, затуманивания данных, зависит от того, какого типа установлена система питания.

Читайте также:  Установка противотуманных фар на лада веста

Существует три вида датчиков — проточные, погружаемые и ультразвуковые. Для каждого из них, свой собственный вариант обмана, позволяющий искажать информацию спутниковых сигналов. Далее подробно рассмотрим каждый из них, позволяющий «обезопасить» слив бензина.

1 метод- как обмануть погружаемый счетчик топлива

Сложно проводить махинации с системами, где установлен погружаемый счетчик топлива.

Для датчика системы контроля транспорта погружаемого типа, сложность в том, что трубка зафиксирована внутри бака, и никакое воздействие, за исключением механического не поможет исказить данные.

От вас потребуется согнуть внутри бака эту заветную трубку. Для этого даже приспособления придуманы, просовываемые через горловину. Иначе согнуть невозможно, ведь будет видно механические повреждения на баке.

2 метод — проточный датчик

С проточными датчиками, хлопот меньше. Все что потребуется — это «врезаться» в трубопровод, ведущий циркуляцию бензина обратно в бак, то есть в тот трубопровод, который возвращает избытки бензина. Таким образом, из бака ушло энное количество топлива, обратно через другую систему «пришел» избыток, но уже «урезанный» водителем.

3 метод — как обмануть ультразвуковой счетчик топлива?

Обмануть ультразвуковые датчики можно двумя путями:

  1.  Воздействием магнита.
  2.  Током.

Первый способ оптимальный и безопасный (относительно), сложней выявить вмешательство. Магнит повышает уровень напряжения, изменяются показания, передающиеся на «центр».

Второй способ легко выявить, подача тока без последствий не проходит, поэтому выбор очевиден.

Манипуляции с антенной как способ обмана

Воздействие на GSM антенну совершенно бесполезное. Когда речь заходит о механических повреждениях, обрыве кабеля, нарушении изоляции, то, «плоды» будут, но, необходимо понимать такой нюанс, что работодатель сразу же обнаружит повреждение.

Существуют модели терминалов Глонасс, где антенны, не важны. Сигналы и без антенны передаются. Потому данному способу говорим — нет.

Неисправность цепи питания

Некоторые водители просто перерезают кабель, но это не выход. Повреждение обнаруживается, а маскировать это под «форс-мажор» смысла нет, руководитель скорей всего проведет тщательную проверку.

Поэтому можете повредить кабель, но толку от этого нет, так же как и от других воздействия на питание.

Как правило, на модули пускается несколько цепей, отчего при выходе из строя одной, в «бой» вступает другая цепь — работоспособная.

Как заглушить Глонасс на машине с помощью искусственных помех?

Глушилки спутниковых сигналов найти не трудно — их много, однако здесь поймите, что заглушив сигнал, карта о передвижениях, никуда не денется. После восстановления связи, данные, автоматически отправятся.

То же и с экранированием. Когда датчики укрывают специальными материалами, сигнал пропадает, хотя так, глушатся только отдаленные спутники. Даже если связи не будет, данные сохраняются, отправляются, как только появляется связь.

Вот такие существуют способы обойти контроль, но значимого и ожидаемого результата от них ждать не приходится. Имейте виду, что действия направленные на повреждение, обход контроля, подпадают под административное нарушение. Поэтому думайте, прежде чем обманывать глонасс.

Источник: https://vestaz.ru/knopka-sos-i-otklyuchenie-glonass-na-lade-veste/

Как отключить эра глонасс в автомобиле

Главная » Разное » Как отключить эра глонасс в автомобиле

Насколько я знаю, новые модели, которые проходили у нас сертификацию до 31 декабря 2016 года, будут завозиться сюда без системы и пока модельный ряд полностью не поменяется, особых проблем нет.

Когда будет происходить смена модельного ряда, возможно придумают какую-нибудь лазейку. В любом случае, установленную систему ЭРА-ГЛОНАСС как-то открепить достаточно сложно. Ведь по сути, это — комбинация сотового телефона с GPS-приемником. Работает вся эта история или в виде sms, в случае аварии, или как мобильный телефон на единственный номер.

Как отследить наличие системы?

На самом деле, никак. Хотя, возможно, есть или появятся какие-то варианты у операторов сотовой связи, так как, для того чтобы тебя отследить, нужно знать идентификатор сим-карты.

Есть ли способы ее отключить? Конечно есть, но эта не открытая информация. Впрочем, большим секретом она тоже не является и, если есть желание, то узнать об этом можно. Но мне кажется, что у 99,9% автомобилистов такого желания не появится.

Другими словами, в этой системе нет ничего хорошего, но и ничего плохого тоже нет. Если конечно вы не хотите поехать в Японию или в Европу и выбрать там машину на свой вкус. Понятно, что система возникла, так как надо было кому-то заработать и были приняты соответствующие поправки в законодательство.

autoassa.ru

Как работает ЭРА ГЛОНАСС на Лада Веста

Эра Глонасс на Лада Веста Трудно представить новый автомобиль, у которого не имеется современный электронного оборудования.

Все комплектации Лада Веста имеют встроенную систему Эра Глонасс, позволяющую определить, когда и где произошла авария.

Установленная заводом-изготовителем система позволяет определять координаты, где находится машина, скорость движения, количество пристегнутых пассажиров, серьезность произошедшей аварии.

Описание и назначение комплекса

Водитель должен знать, как работает Эра Глонасс на Lada Vesta. В автоматическом режиме передает всю информацию об автомобиле:

  • Скорость движения во время происшествия;
  • Номерной знак машины;
  • VIN, тип топлива, цвет, автомобиля;
  • Значение перегрузки в момент столкновения.

Объем передаваемой информации незначительный и составляет 140 байт, а это значит, что информация может быть передана и при неустойчивой связи.

На Лада Веста предусмотрен режим ручной связи с диспетчером. Для того, чтобы осуществить вызов, необходимо:

  • нажать и удерживать кнопку SOS 2 секунды;
  • дождаться ответа оператора;
  • сообщить о возникшей проблеме;
  • получить ответ или помощь.

После получения сигнала, диспетчер пытается связаться с водителем. Если автолюбитель не отвечает, моментально передаются координаты в службу 112, 02, 03 и аварийные бригады выезжают на место.

Система предназначена для оперативной информации о произошедшей нештатной ситуации с Ладой или пассажирами. Оказания помощи пострадавшим, предотвращение угона или разбойного нападения на людей.

Отключение Эры Глонасс на Весте

Отключение Глонасс в Лада Веста лишает водителя и пассажиров оперативного вмешательства экстренных служб в нештатные ситуации на дороге. Система в нашей стране практически работает в тестовом режиме и поэтому многие автовладельцы задаются вопросом, как отключить Эра Глонасс на Лада Веста.

Для того чтобы отключить на Весте комплекс, достаточно отсоединить разъем питания блока, т.е. обесточить, и подождать 72 часа. За это время разрядится резервный аккумулятор, и блок перестанет работать.

Если необходимо выключить Эра Глонасс на время, стоит приобрести «глушилку» Китайского производства, которая включается в прикуриватель и блокирует сигналы спутников, однако оперативная связь с оператором остается.

В случаи аварии Лады Весты система срабатывать будет и сигнал к диспетчеру поступит, но координаты указаны будут неверные. А это значит, что аварийные службы будут высланы по ложным координатам нахождения автомобиля.

vesta-site.ru

Эра глонасс наступает или тотальный контроль! берегитесь! — drive2

Источник: izvestia.ru/news/610876

Техническую возможность дистанционного контроля обеспечит система ЭРА-ГЛОНАСС, оборудование которой становится обязательным с 2017 года

Источник: http://racing-nn.ru/raznoe/kak-otklyuchit-era-glonass-v-avtomobile.html

Чем полезна для автовладельца ЭРА-ГЛОНАСС ?

28.10.2014, автор: Макар Алтынов

Несколько дней тому назад в Москве прошёл традиционный, теперь уже четвёртый по счёту, международный конгресс Эра-ГЛОНАСС. Это событие фактически предваряет начало работы самой системы, намеченное на 1 января 2015 года.

С этой даты терминалами Эра-ГЛОНАСС должны обеспечиваться все транспортные средства, проходящие сертификацию в России. Спустя ровно год, с 1 января 2016 применения Эры-ГЛОНАСС станет обязательным для некоторых категорий коммерческих автомобилей и автобусов, впервые выпускаемых в обращение.

И только с 1 января 2017 года Эра-ГЛОНАСС станет обязательной абсолютно для всех продаваемых машин.

Как видим, изначальная идея внедрения Эры в 2013 году (именно так планировали сделать на старте проекта), скорректирована под натиском непростой реальности.

Только всевозможные нормы и техрегламенты утверждали несколько лет, и, кстати, до сих пор эта юридическая работа не закончена.

Но уже на старте проекта ясно, что Эра-ГЛОНАСС по охвату и техническим возможностям превосходит европейскую систему eCall, интеграция с которой была одной из причин серьёзной задержки внедрения Эры.

Будет ли работоспособной система ровно в ночь на 1 января? Вряд-ли. Этого и не требуется: автомобили, сертифицированные по новому регламенту, не появятся на дорогах раньше марта-апреля.

Так что у создателей ещё есть в запасе несколько месяцев на «подчистку» (как бы они не рассказывали о высокой степени готовности системы).

А у тех, кто планирует обеспечивать коммерческую составляющую проекта (читай, оказывать платные услуги, завязанные на возможности Эры-ГЛОНАСС), есть немного времени на разработку новых идей и сервисов. О них и поговорим.

Базовой функцией Эры-ГЛОНАСС является, как известно, экстренный вызов в случае аварии. Для этого терминал системы оснащается независимым датчиком ускорения и подключается к CAN (или другой)-шине автомобиля, чтобы отследить факт срабатывания подушек безопасности. Вот полный список обязательных функций терминала:

  • автоматически определять событие аварии, при котором возникает существенная вероятность угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в салоне (кабине) ТС на момент аварии;
  • распознавать следующие типы аварий: фронтальное столкновение, боковое столкновение, удар сзади, с погрешностью не более 10%;
  • записывать и передавать профиль ускорения при ДТП;
  • записывать и передавать траекторию движения ТС при ДТП (только для ТС категории М1 и только для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования);
  • должна обеспечивать в салоне (кабине) транспортного средства режим громкой связи, предусматривающий отключение прочих штатно установленных звуковоспроизводящих устройств и систем в транспортном средстве;
  • должна обеспечивать самодиагностику и передачу информации о техническом состоянии оператору системы.
  • Сам терминал – это коробочка размером чуть больше сигнализационной, в которой содержится вся электронная начинка, кроме ГЛОНАСС-антенны. Вот технические условия на терминал:
  • Наличие неснимаемой персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000 с возможностью обновления информации

Источник: https://www.ugona.net/article286.html

ЭРА-ГЛОНАСС: все плюсы и минусы — журнал За рулем

К очень нужной системе ЭРА-ГЛОНАСС необходимо приложить хорошо оснащенные экстренные службы.

К очень нужной системе ЭРА-ГЛОНАСС необходимо приложить хорошо оснащенные экстренные службы.

Материалы по теме

ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему — Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.

Читайте также:  Лада веста из отечественных деталей. назад в прошлое?

Набор спасателя

Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон.

Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай ­обесточивания бортовой сети машины.

Из органов управления — лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.

Коммунальную технику, общественный транспорт и машины спецслужб начали оснащать навигацией ГЛОНАСС раньше, чем появилась система ЭРА-ГЛОНАСС. Это сделали для слежения за казенными автомобилями.

Коммунальную технику, общественный транспорт и машины спецслужб начали оснащать навигацией ГЛОНАСС раньше, чем появилась система ЭРА-ГЛОНАСС. Это сделали для слежения за казенными автомобилями.

Материалы по теме

Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.

Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Например, акселерометр фиксирует по уровню перегрузок не только факт аварии, но и тяжесть ее последствий. Эти данные поступают также от блоков управления и контроля элементов пассивной безопасности автомобиля.

Все установленные на машину компоненты системы ЭРА-ГЛОНАСС — при больших объемах их закупок автопроизводителями — удорожат новые модели лишь на несколько тысяч рублей.

Примерно столько же сегодня стоит простенький смартфон с навигацией. Не очень существенная прибавка к цене даже для бюджетной машины.

Однако это далеко не все расходы, которые несут автопроизводители, чтобы внедрить ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили.

Первой серийной машиной с системой ЭРА-ГЛОНАСС стала Лада Веста, поступившая в продажу в ноябре 2015 года. В течение 2016‑го подтянулись еще несколько моделей: Лада XRAY, Hyundai Creta, Nissan Murano, Mitsubishi Pajero Sport, Jaguar XF, Bentley Bentayga, несколько «китайцев» и легких автобусов.Первой серийной машиной с системой ЭРА-ГЛОНАСС стала Лада Веста, поступившая в продажу в ноябре 2015 года. В течение 2016‑го подтянулись еще несколько моделей: Лада XRAY, Hyundai Creta, Nissan Murano, Mitsubishi Pajero Sport, Jaguar XF, Bentley Bentayga, несколько «китайцев» и легких автобусов. АВТОВАЗ пренебрег защитой от случайного нажатия, хотя столь серьезная функция не должна обходиться без нее. В Весте кнопка ничем не прикрыта.АВТОВАЗ пренебрег защитой от случайного нажатия, хотя столь серьезная функция не должна обходиться без нее. В Весте кнопка ничем не прикрыта.

По единому стандарту

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС прописаны в ГОСТ Р 54620–2011. В нем сказано, что комплекс должен распознавать удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, а также опрокидывание.

Автоматическая идентификация аварии и пересылка данных обязательны только для автомобилей категории М1, то есть пассажирских, вмещающих до девяти человек (включая водителя).

Для остальных транспортных средств достаточен ручной режим связи с операторами.

Еще один интересный нюанс из того же документа: для кнопки «Экстренный вызов» должен быть реализован конструктивный механизм защиты от случайного нажатия. В кроссоверах Hyundai Creta и Nissan Murano так и сделано: клавиша спрятана за откидной панелью.

А вот в Ладах ничем не прикрытая кнопка SOS соседствует с выключателями салонного света.

Неудивительно, что я уже неоднократно звонил из редакционной Весты оператору колл-центра, когда включал подсветку, снимал потолочный плафон ­ и неудачно переложил щетку-сметку, ткнув ручкой в надпись SOS.

ГОСТ позволяет размещать виртуальную кнопку экстренного вызова на сенсорном дисплее мультимедийной системы.

Причем постоянно держать ее на дисплее необязательно: документ предписывает, чтобы доступ к кнопке осуществлялся «посредством не более чем одного перехода между экранами».

Спорная поблажка: в дебрях современных развлекательных комплексов нетрудно запутаться даже владельцу машины, а ведь активировать систему может понадобиться и пассажиру — причем, вероятнее всего, в состоянии стресса. Да и экран мультимедиа после удара может погаснуть.

Принцип работы системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Принцип работы системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Вам пакет

Принцип работы в ручном режиме: нажали кнопку — общаетесь с оператором.

В автоматическом — иначе: после того как система зафиксировала аварию, она формирует набор данных из VIN-кода, типа транспортного средства, направления движения, момента и координат места ДТП, его вида и степени тяжести, а также информации о типе топлива и количестве пристегнутых ремней безопасности. По последнему параметру оператор определяет число потенциальных пострадавших.

Собранный информационный пакет ЭРА-ГЛОНАСС отправляет по интернету в колл-центр. Такая «посылка» весит чуть больше сотни байт, поэтому проскочит даже при плохом качестве связи. Если функция передачи данных недоступна, информация уйдет в виде СМС.

 Передающий модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС может использовать любую из доступных сетей, причем в случае их перегрузки экстренный вызов пойдет с приоритетом. Понятно, что сотовые сети покрывают не всю Россию.

И если в месте аварии нет сигнала, связаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС не сможет. Но белых пятен на картах сотовых компаний становится всё меньше с каждым годом — во всяком случае, вдоль основных магистралей.

И к тому времени, когда система экстренной связи получит массовое распространение, практически не останется дорог, на которых не будет сотового сигнала.

Кнопка SOS в российских машинах стала обязательной раньше, чем в европейских! В Старом Свете продавать новые модели без системы eCall, с которой ЭРА-ГЛОНАСС полностью совместима, запретят только с апреля 2018 года. В России количество автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС едва перевалило за 100 тысяч — крохи на фоне 40‑миллионного российского автопарка.

Материалы по теме

Тревожное сообщение поступает оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС. Он попытается связаться с водителем, позвонив на бортовое устройство автомобиля, чтобы выяснить детали происшествия. Если это не удается, значит дела плохи — и тут же медикам и спасателям отправляется вызов.

ПАО «НИС», которое занимается внедрением системы, уверяет, что благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС сокращение времени ожидания помощи при авариях составит до 30%, а это позволит ежегодно спасать более четырех тысяч человек.

Действительно, при наличии автоматического оповещения не придется дозваниваться до экстренных служб (а при плохом качестве связи звонок, в отличие от короткого сообщения, скорее всего, не пройдет) и пытаться указать им точное место аварии на трассе без ориентиров. В этом смысле помощь новинки неоценима.

Однако сам момент прибытия спасателей ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сможет заметно приблизить. Достаточно взглянуть на карту России и оценить расстояния между населенными пунктами. Вертолеты у нас пока остаются транспортным средством из разряда экзотики, а на санитарной «буханке» быстро к месту аварии не доберешься.

Так что к такой продвинутой и очень нужной системе неплохо бы приложить соответствующие оперативные службы. А на их создание, оснащение техникой и последующее содержание требуются миллиарды, которые в бюджет пока не заложены.

Для коммерческих машин режим автоматической передачи данных об аварии не требуется — необходима только кнопка для связи с оператором.

Для коммерческих машин режим автоматической передачи данных об аварии не требуется — необходима только кнопка для связи с оператором.

Готовьте ваши денежки

С 1 января 2017 года получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобиль, не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, невозможно.

Это означает, что все новые модели, которые будут выводиться на российский рынок, должны быть оборудованы системой экстренной связи.

Связанные с этим дополнительные расходы производители, естественно, переложат на потребителей — прибавку заложат в цену новой машины. Прикинем, сколько это?

Итак, набор компонентов автомобильного модуля стоит сравнительно немного. Недорого вышло бы даже закупать блоки в России и отправлять на сборочные предприятия в других странах. Но вот незадача: сертифицировать детали по отдельности и на машине приходится именно в России. А для получения сертификата необходимо провести два краш-теста: на фронтальный удар и на боковой.

В будущем придется еще и опрокидывать автомобили, а это третий краш-тест. Совместить их с сертификационными испытаниями автомобиля в Европе нельзя — пожалуйте на полигон НАМИ.

 Выходит, чтобы получить право продавать автомобиль в России, производитель «попадает» дополнительно на две (а впоследствии и на три) машины для краш-тестов, плюс сто­имость проведения самих краш-тестов и прочих процедур проверки системы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/904976-pod-kolpakom/

Lada Xray: система «Эра Глонасс»

Завод-изготовитель оснащает все комплектации автомобиля Lada XRAY системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС» или (СВЭОС). Блок управления встроен в штурманский светильник на потолке Xray и имеет несколько рядов с кнопками. Рассмотрим возможности этой системы более подробно.

Описание функций блока освещения салона (бос)

  1. зона расположения микрофона системы вызова экстренных оперативных служб;
  2. зона расположения громкоговорителя системы вызова экстренных оперативных служб;
  3. клавиша экстренного вызова системы вызова экстренных оперативных служб;
  4. индикатор состояния системы вызова экстренных оперативных служб (красного цвета).

    Загорается на 5 секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет.

    Также индикатор загорается в случае наличия неисправности в системе СВЭОС;

  5. индикатор непристегнутого ремня безопасности переднего пассажира (красный цвет);
  6. индикатор отключенной подушки безопасности переднего пассажира (желтый цвет);
  7.  клавиша включения секции общего освещения салона в режим «включено»;
  8.  клавиша включения секции общего освещения салона в режим «включено при открытой двери»;
  9.  клавиша включения индивидуального освещения места водителя;
  10.  клавиша включения индивидуального освещения места переднего пассажира;
  11. секция индивидуального освещения места водителя;
  12.  секция индивидуального освещения места переднего пассажира;
  13.  секция общего освещения.

При включении зажигания индикатор состояния системы №4 загорается красным цветом на 5 секунд, затем гаснет. Также индикатор загорается красным цветом при обнаружении каких-либо ошибок в функционировании СВЭОС. Для определения ошибок следует подождать 1 минуту после включения зажигания. В таблице описаны режимы работы сигнализатора:

Руководство по использованию системы «эра глонасс»

На автомобиль Лада Хрей установлена система вызова экстренных оперативных служб (СВЭОС). Вызвать оператора системы может происходить в автоматическом режиме (при аварии), а также в ручном. Для связи с оператором используются микрофон и динамик.

SOS – кнопка вызова оператора системы «ЭРА ГЛОНАСС». Это переключатель кнопочного типа с нефиксированным положением «включено». Время нажатия клавиши для инициализации экстренного вызова – 2 секунды.

В режиме ожидания (при включенном зажигании) система осуществляет:

  • проведение самодиагностики;
  • прием сигналов навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;
  • постоянное вычисление времени;
  • постоянное вычисление скорости;
  • постоянное вычисление направления движения;
  • постоянное вычисление координат местонахождения автомобиля.

Автоматический экстренный вызов

Если в момент ДТП сработали подушки безопасности, система формирует минимальный набор данных (координаты, параметры движения автомобиля, время, VIN-код автомобиля и другую информацию), который необходим для экстренного реагирования, и передает его оператору системы «ЭРА ГЛОНАСС».

Источник: http://xraycars.ru/lada-xray-sistema-era-glonass/

ЭРА-ГЛОНАСС наступила. К чему готовиться автомобилистам?

К очень нужной системе ЭРА-ГЛОНАСС необходимо приложить хорошо оснащенные экстренные службы.

ЭРА-ГЛОНАСС работает уже больше года, однако принцип ее действия, назначение и перспективы развития многим автолюбителям непонятны. Пока только две массовые модели успели примерить эту систему — Лада Веста и Лада XRAY. Хотя и остальные понемногу подтягиваются.

Набор спасателя

Комплекс экстренного реагирования при авариях (отсюда аббревиатура ЭРА) работает на базе российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), аналога американской GPS. Набор оборудования для автомобиля, по сути, идентичен тому, что вы увидите, разобрав современный смартфон.

Это навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, антенна, модем, микрофон, динамик, управляющий контроллер, аналог SIM-карты и резервный источник питания на случай ­обесточивания бортовой сети машины.

Из органов управления — лишь кнопка экстренного вызова с надписью SOS, расположенная обычно в блоке у салонного зеркала заднего вида.

Коммунальную технику, общественный транспорт и машины спецслужб начали оснащать навигацией ГЛОНАСС раньше, чем появилась система ЭРА-ГЛОНАСС. Это сделали для слежения за казенными автомобилями.

Элементы системы размещают не в одном месте, а в соответствии с требованиями функционала и с учетом компоновки машины. В частности, необходимо обеспечить работоспособность системы даже после сильного удара. Поэтому выбирают наиболее безопасные места, а некоторые устройства иногда дублируют. Например, Nissan Murano имеет дополнительный динамик под сиденьем водителя.

Кроме того, некоторые элементы системы ЭРА-ГЛОНАСС дублируют функции других систем автомобиля. Например, акселерометр фиксирует по уровню перегрузок не только факт аварии, но и тяжесть ее последствий. Эти данные поступают также от блоков управления и контроля элементов пассивной безопасности автомобиля.

Все установленные на машину компоненты системы ЭРА-ГЛОНАСС — при больших объемах их закупок автопроизводителями — удорожат новые модели лишь на несколько тысяч рублей.

Примерно столько же сегодня стоит простенький смартфон с навигацией. Не очень существенная прибавка к цене даже для бюджетной машины.

Однако это далеко не все расходы, которые несут автопроизводители, чтобы внедрить ЭРА-ГЛОНАСС в свои автомобили.

Первой серийной машиной с системой ЭРА-ГЛОНАСС стала Лада Веста, поступившая в продажу в ноябре 2015 года. В течение 2016‑го подтянулись еще несколько моделей: Лада XRAY, Hyundai Creta, Nissan Murano, Mitsubishi Pajero Sport, Jaguar XF, Bentley Bentayga, несколько «китайцев» и легких автобусов.

АВТОВАЗ пренебрег защитой от случайного нажатия, хотя столь серьезная функция не должна обходиться без нее. В Весте кнопка ничем не прикрыта.

По единому стандарту

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС прописаны в ГОСТ Р 54620–2011. В нем сказано, что комплекс должен распознавать удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, а также опрокидывание.

Автоматическая идентификация аварии и пересылка данных обязательны только для автомобилей категории М1, то есть пассажирских, вмещающих до девяти человек (включая водителя).

Для остальных транспортных средств достаточен ручной режим связи с операторами.

Еще один интересный нюанс из того же документа: для кнопки «Экстренный вызов» должен быть реализован конструктивный механизм защиты от случайного нажатия. В кроссоверах Hyundai Creta и Nissan Murano так и сделано: клавиша спрятана за откидной панелью.

А вот в Ладах ничем не прикрытая кнопка SOS соседствует с выключателями салонного света.

Неудивительно, что я уже неоднократно звонил из редакционной Весты оператору колл-центра, когда включал подсветку, снимал потолочный плафон ­ и неудачно переложил щетку-сметку, ткнув ручкой в надпись SOS.

ГОСТ позволяет размещать виртуальную кнопку экстренного вызова на сенсорном дисплее мультимедийной системы.

Причем постоянно держать ее на дисплее необязательно: документ предписывает, чтобы доступ к кнопке осуществлялся «посредством не более чем одного перехода между экранами».

Спорная поблажка: в дебрях современных развлекательных комплексов нетрудно запутаться даже владельцу машины, а ведь активировать систему может понадобиться и пассажиру — причем, вероятнее всего, в состоянии стресса. Да и экран мультимедиа после удара может погаснуть.

Принцип работы системы ЭРА-ГЛОНАСС.

Принцип работы в ручном режиме: нажали кнопку — общаетесь с оператором.

В автоматическом — иначе: после того как система зафиксировала аварию, она формирует набор данных из VIN-кода, типа транспортного средства, направления движения, момента и координат места ДТП, его вида и степени тяжести, а также информации о типе топлива и количестве пристегнутых ремней безопасности. По последнему параметру оператор определяет число потенциальных пострадавших.

Собранный информационный пакет ЭРА-ГЛОНАСС отправляет по интернету в колл-центр. Такая «посылка» весит чуть больше сотни байт, поэтому проскочит даже при плохом качестве связи. Если функция передачи данных недоступна, информация уйдет в виде СМС.

 Передающий модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС может использовать любую из доступных сетей, причем в случае их перегрузки экстренный вызов пойдет с приоритетом. Понятно, что сотовые сети покрывают не всю Россию.

И если в месте аварии нет сигнала, связаться с оператором ЭРА-ГЛОНАСС не сможет. Но белых пятен на картах сотовых компаний становится всё меньше с каждым годом — во всяком случае, вдоль основных магистралей.

И к тому времени, когда система экстренной связи получит массовое распространение, практически не останется дорог, на которых не будет сотового сигнала.

Тревожное сообщение поступает оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС. Он попытается связаться с водителем, позвонив на бортовое устройство автомобиля, чтобы выяснить детали происшествия. Если это не удается, значит дела плохи — и тут же медикам и спасателям отправляется вызов.

ПАО «НИС», которое занимается внедрением системы, уверяет, что благодаря системе ЭРА-ГЛОНАСС сокращение времени ожидания помощи при авариях составит до 30%, а это позволит ежегодно спасать более четырех тысяч человек.

Действительно, при наличии автоматического оповещения не придется дозваниваться до экстренных служб (а при плохом качестве связи звонок, в отличие от короткого сообщения, скорее всего, не пройдет) и пытаться указать им точное место аварии на трассе без ориентиров. В этом смысле помощь новинки неоценима.

Однако сам момент прибытия спасателей ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сможет заметно приблизить. Достаточно взглянуть на карту России и оценить расстояния между населенными пунктами. Вертолеты у нас пока остаются транспортным средством из разряда экзотики, а на санитарной «буханке» быстро к месту аварии не доберешься.

Так что к такой продвинутой и очень нужной системе неплохо бы приложить соответствующие оперативные службы. А на их создание, оснащение техникой и последующее содержание требуются миллиарды, которые в бюджет пока не заложены.

Для коммерческих машин режим автоматической передачи данных об аварии не требуется — необходима только кнопка для связи с оператором.

С 1 января 2017 года получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на автомобиль, не оснащенный системой ЭРА-ГЛОНАСС, невозможно.

Это означает, что все новые модели, которые будут выводиться на российский рынок, должны быть оборудованы системой экстренной связи.

Связанные с этим дополнительные расходы производители, естественно, переложат на потребителей — прибавку заложат в цену новой машины. Прикинем, сколько это?

Итак, набор компонентов автомобильного модуля стоит сравнительно немного. Недорого вышло бы даже закупать блоки в России и отправлять на сборочные предприятия в других странах. Но вот незадача: сертифицировать детали по отдельности и на машине приходится именно в России. А для получения сертификата необходимо провести два краш-теста: на фронтальный удар и на боковой.

В будущем придется еще и опрокидывать автомобили, а это третий краш-тест. Совместить их с сертификационными испытаниями автомобиля в Европе нельзя — пожалуйте на полигон НАМИ.

 Выходит, чтобы получить право продавать автомобиль в России, производитель «попадает» дополнительно на две (а впоследствии и на три) машины для краш-тестов, плюс сто­имость проведения самих краш-тестов и прочих процедур проверки системы.

Система ЭРА-ГЛОНАСС рискует перерасти в комплекс слежения за машинами, и, боюсь, спрашивать мнение автовладельцев никто не станет. А ведь не все предлагаемые ­к реализации функции можно назвать однозначно полезными.

В зависимости от конкретной модели сертификация системы ЭРА-ГЛОНАСС в составе автомобиля выливается примерно в 250 тысяч евро, что в несколько раз превышает стоимость полной сертификации автомобиля за границей. И это без учета цены разбитых машин.

Для бюджетного седана одобрение установленной системы обойдется примерно в 19 млн рублей, из которых на 17,5 млн потянет собственно сертификация, а остальное — стоимость пары «жертвенных» машин. ОТТС выдается сроком на три года. Значит, издержки нужно «размазать» на продаваемый за этот период тираж.

Возьмем для примера три популярные на российском рынке машины из статистики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В 2015 году было продано 120,2 тыс. автомобилей Лада Гранта, 45,4 тыс. седанов Volkswagen Polo и 24,5 тыс. лифтбеков Skoda Rapid. За три года — соответственно 360 тыс., 136 тыс. и 74 тыс. машин.

Получается, что для каждой Гранты прибавка к цене должна составить всего 53 руб., для Polo — 140 руб., для Рапида — 259 рублей. Плюс по сотне-две долларов за сам комплект оборудования. Выходит, что недорогие автомобили должны подорожать тысяч на десять.

Учитывая общий масштаб повышения цен за последние два года — весьма скромная плата за спасение человеческой жизни.

А что с элитными моделями? К 17,5 млн рублей за сертификацию нужно добавить около 30 млн за пару уничтоженных в краш-тестах машин.

Итого — 47,5 млн, которые распределяются всего лишь на 50–150 проданных за три года экземпляров.

Ого! К цене некоторых машин нужно миллион накинуть! И это мы еще не учитываем проблем и затрат, связанных с конвейерной (выборочной, на «российские» машины) установкой системы, что является отдельной серьезной задачей.

Не исключено, что с рынка уйдут некоторые малотиражные модели, а возможно и марки. Ввести послабление для машин, которых продается меньше тысячи в год, власти не согласились. Ведь не исключено, что при появлении такой оговорки импортеры начнут ввозить массовые модели под видом эксклюзива, которому система ЭРА-ГЛОНАСС не нужна.

Сокращение штата

Audi A4 и А5 Coupe в России уже продают, а вот кабриолетов A5 у нас не будет — слишком уж дорого обойдется процедура сертификации системы ЭРА-ГЛОНАСС. Некоторые модели BMW тоже уходят с нашего рынка, но на 2017 год их запасов еще хватит.

Прибавка к цене автомобиля оказывается не столь уж большой даже с учетом запредельной стоимости сертификации. Проблема в другом: производителю нужно выложить эти миллионы уже сейчас, когда бизнес и без того терпит колоссальные убытки. А отбивать вложения придется годами.

Кроме того, мы рассмотрели лишь самые популярные и самые дорогие модели. А по продавцам автомобилей среднего ценового уровня введение этой системы ударит куда больнее. Миллионные затраты придется компенсировать за счет машин, которые продаются тиражом в несколько тысяч, а то и сотен экземпляров. Между тем клиент в этом секторе далеко не толстосум и на изменение цены реагирует остро.

На вымирание обречены нишевые модели: купе, кабриолеты, минивэны. Но и премиальные бренды, как оказалось, не видят для себя выгоды. Уходят с нашего рынка несколько имиджевых BMW, Audi не будет ввозить кабриолеты А5 и S5, и это только первые ласточки сокращений.

Впрочем, на некоторые модели автопроизводители получили небольшую отсрочку. ОТТС действует три года — значит, оформленные в 2016 году разрешения действительны до 2019‑го, то есть сертифицировать преемников предстоит лишь через пару лет.

К примеру, Nissan пока установил систему ЭРА-ГЛОНАСС только в новый Murano. Процедуры для кроссоверов Terrano, Qashqai и X‑Trail завершились под занавес 2016 года, а у остальных моделей ОТТС действительно до конца 2018‑го.

Так что у лютого купе GT-R еще есть шансы остаться на российском рынке, если за пару лет продажи пойдут в гору.

Период роста

Аналоги системы ЭРА-ГЛОНАСС в других странах мира.

Сегодня ЭРА-ГЛОНАСС — это только система экстренного оповещения при авариях. Но перспективы развития у этого сервиса огромны. Их реализация зависит лишь от финансирования работ по расширению функционала.

Самой близкой к реализации и полезной выглядит идея использовать автомобильные терминалы для оформления ДТП по европротоколу, что облегчит жизнь и водителям, и страховым компаниям.

Сейчас от водителей требуют указать спутниковые координаты места происшествия, тогда как их может передать ЭРА-ГЛОНАСС в автоматическом режиме.

В том же пакете страховщики получат и другие данные, которые помогут разобраться в случившемся и даже реконструировать ситуацию.

Обсуждается и более глобальное предложение — превратить терминалы ЭРА-ГЛОНАСС в черные ящики для автомобилей.

 Тогда страховые компании смогут анализировать манеру вождения и соответствующим образом корректировать коэффициенты при про­длении договора; полиция будет подключаться к машине нарушителя или угонщика и дистанционно глушить двигатель (прощайте, погони!); автосервисы получат возможность следить за техническим состоянием и напоминать владельцу о необходимости пройти техобслуживание…

А с повышением точности позиционирования по ГЛОНАСС (к 2020 году она должна достигнуть одного метра) власти надеются реализовать с ее помощью полноценное слежение за водителями с выписыванием штрафов за нарушения, зафиксированные спутниками.

За превышение скорости, неправильный обгон или поворот накажет не автоинспектор или камера, а встроенный в собственную машину «стукач». Утопия? Если прикинуть, какой объем данных с миллионов автомобилей должен будет обрабатываться в постоянном режиме, - да, нереализуемо.

Но и технологии не стоят на месте.

Какие из идей воплотят, пока неясно, ведь помимо недостаточного финансирования преградой на пути стоит множество юридических и технических вопросов. Самые главные — о невмешательстве в личную жизнь и о защите персональных данных.

Очевидно другое: ЭРА-ГЛОНАСС находится на самой первой ступени своего развития и неизбежно обрастет новыми функциями. Полезность этой системы даже в ее сегодняшнем виде очевидна — она действительно способна спасти человека.

Главное, чтобы мы все в один прекрасный момент не оказались под колпаком.

Источник

Источник: https://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43576384508/prev

Ссылка на основную публикацию